Статья 13215

Название статьи

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ УСТАНОВОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы

Боликова Людмила Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), bolikova@bk.ru
Сильнова Юлия Анатольевна, аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), silnova@yandex.ru

Индекс УДК

371.4

Аннотация

Актуальность и цели. Формирование у подрастающих поколений современных социальных ценностей и установок – одно из приоритетных направлений воспитания и современной государственной политики. В связи с появлением проекта «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» возникла объективная потребность в создании кардинально новой общественно-государственной системы воспитания в образовательных учреждениях. Организация образовательного процесса учебного заведения подвижна, изменяется в стремлении соответствовать уровню и запросам современного общества, поэтому в педагогическом процессе важно обратить внимание на активизацию попыток воспитанников осуществить собственные ценностные установки, определяющие позицию личности. Целью исследования является выявление психолого-педагогических особенностей процесса формирования духовно-нравственных установок младших школьников.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили основные положения системно-деятельностного, аксиологического и личностно-ориентированного подходов к формированию духовно-нравственных установок младших школьников. Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, синтез, систематизация); эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, обобщение передового педагогического опыта формирования духовно-нравственных установок младших школьников).
Результаты. Выявленные особенности формирования духовно-нравственных установок у учащихся начальных классов будут способствовать организации педагогического процесса начальной школы, направленного на обращение детей к ценностям и нравственным принципам, которые лежат в основе современной государственной политики.
Выводы. Представленное в исследовании психолого-педагогическое видение духовно-нравственной установки младшего школьника может стать отправной точкой для учителей начальных классов в организации её формирования. Знание и учёт механизмов формирования духовно-нравственных установок у младших школьников поможет решить эту проблему в современной начальной школе.

Ключевые слова

установка, духовно-нравственная установка, младший школьник.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондакова, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 23 с.
2. Битинас, Б. П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы / Б. П. Битинас, Л. И. Катаева // Педагогика. – 1993. – № 2. – С. 10–15.
3. Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. – СПб. : Речь, 2001. – 12 с.
4. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
5. Кабуш, В. Т. Человек : учеб.-метод. пособие по организации воспитания учащихся / В. Т. Кабуш ; Акад. последиплом. образования. – 5-е изд., испр. – Минск : АПО, 2006. – 83 с.
6. Титаренко, А. И. Структуры нравственного сознания: Опыт этико-философского исследования / А. И. Титаренко. – М. : Мысль, 1974. – 278 с.
7. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. – М. : Просвещение, 1977.
8. Гусейнов, А. А. Краткая история этики / А. А. Гусейнов, Г. Иррлитц. – СПб. : Алетейа, 2002. – 437 с.
9. Мясищев, В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / В. Н. Мясищев // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб. : Питер, 2000. – С. 34–39.

 

Дата создания: 06.08.2015 10:12
Дата обновления: 23.10.2015 11:48